Самыми
актуальными вопросами, которые волнуют молодых людей в последнее
десятилетие, стали вопросы получения высшего образования и дальнейшего
трудоустройства. Финансовый кризис 2010 года сказался на занятости
населения Нижнего Новгорода и области. Бытует мнение, что подняться по
карьерной лестнице молодым специалистам очень тяжело, но что делать тем,
кто не может и по обычной лестнице подняться без посторонней помощи?
В настоящее время принята политкорректная форма обозначения
инвалида — "человек с ограниченными возможностями здоровья”. Согласно
приказам о поступлении в вузы, например, к лицам с ограниченными
возможностями здоровья относятся люди, имеющие недостатки в физическом и
(или) психическом развитии (глухие, слабослышащие, слепые,
слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями
опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды, лица,
обучавшиеся в XI (XII) классе по состоянию здоровья на дому, в
оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа,
находившиеся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев).
В Российской Федерации установление статуса "инвалид” осуществляется
учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой
медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы
инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как
предполагает особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида
льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и
дееспособности, в том числе в сфере образования.
Государство достаточно активно занимается вопросами социальной адаптации
инвалидов, и это проявляется не только в появлении пандусов в подъездах
и магазинах, увеличении числа улиц, адаптированных для движения на
коляске, и светофоров со звуковыми сигналами. Инклюзия людей с
ограниченными возможностями начинается теперь со школьной скамьи.
Инклюзия
– это принадлежность к сообществу. Быть инклюзивным означает искать
пути для всех детей быть вместе во время обучения (включая детей с
инвалидностью).
Очень многие родители принимают решение отдать ребенка с инвалидностью в
обычную школу, такие дети становятся прекрасно адаптированными в
коллективах, но после окончания школы сталкиваются с необходимостью
продолжения обучения (в отличие от детей, получавших образование в
специализированных школах и техникумах).
В Нижнем Новгороде многие вузы принимают в ряды своих студентов людей с
ограниченными возможностями. Вне конкурса при условии успешного
прохождения общих вступительных испытаний принимаются: дети-инвалиды,
инвалиды I и II групп, которым, согласно заключениям федерального
учреждения медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в
конкретном вузе.
Ограничение возможностей накладывает свой отпечаток на характер таких
людей. И, пожалуй, самой яркой чертой становится желание быть нужным и
полезным. В подавляющем большинстве такие люди хотят и могут работать,
становятся хорошими и даже незаменимыми специалистами в своей области.
Для тех, кто не смог воспользоваться правом на высшее образование,
предприятия, принадлежащие организациям инвалидов, предоставляют не
требующую квалификации и невысоко оплачиваемую работу. На федеральном и
местном уровнях приняты законы о квотировании рабочих мест для
инвалидов, но в реальности для работодателя проще и дешевле заплатить
штраф, чем нанять инвалида, приспособив для него рабочее место, зарплату
и транспорт, чтобы добираться до работы.
Достаточно часто встречается ситуация, когда официально работающий
инвалид соглашается с тем, что на работу он ходить не должен, и в обмен
на трудовую книжку он получает минимальную зарплату. Такая система
используется работодателями для снижения налогов. К тому же работодателю
в этом случае не нужно решать вопросы благоустройства сотрудника. С
недавнего времени компании, использующие такие схемы, перестали получать
налоговые льготы, вследствие чего произошла серия увольнений инвалидов с
рабочих мест в подобных компаниях.
1
апреля 2011 вступает в силу приказ Минздравсоцразвития по установлению
новых форм документов, которые получают граждане в учреждениях
медико-социальной экспертизы, если после прохождения освидетельствования
им устанавливается инвалидность. Приказ Минздравсоцразвития хоть и
носит технический характер (поскольку изменяет только формы документов,
подтверждающих инвалидность), регламентирует работу учреждений МСЭ и
даст возможность самому человеку убедиться, что после проведения
экспертизы все необходимые документы оформлены правильно. Имеются в виду
два основных документа: форма справки, подтверждающей факт установления
инвалидности, и выписка из акта освидетельствования гражданина,
признанного инвалидом.
Подбор и трудоустройство инвалидов в нашем
регионе осуществляется при взаимодействии Нижегородской областной
организации Всероссийского общества инвалидов, высшими учебными
заведениями Нижнего Новгорода при активной поддержке органов власти и
управления Нижегородской области. В частности, в Нижегородской области
действует концепция трудоустройства инвалидов, поддерживаемая
губернатором Валерием Шанцевым. Например, в Нижегородском управлении
налоговой службы создали 300 рабочих мест для людей с ограниченными
возможностями. Сегодня в территориальных налоговых инспекциях
Нижегородской области уже трудится около 200 человек с ограниченными
физическими возможностями.
Вывод из этой ситуации напрашивается один: человеку с ограниченными
возможностями нужно не бояться, а активно стремиться к получению
полноценной квалификации по какой-либо специальности, если физические
возможности это позволяют.
По всем возникшим вопросам можно проконсультироваться в организациях,
занимающихся помощью людям с ограниченными возможностями.
Список организаций представлен ниже.
Областное общество инвалидов — 434-12-46
Всероссийское общество глухих ВОГ НРОО областное — 430-99-65
Центр защиты инвалидов МУП — +7(83150) 31699
Существует список официальных документов,
посвященный трудоустройству и обучению людей с ограниченными
возможностями. Вопросы получения образования детьми с ограниченными
возможностями рассматриваются в Конституции Российской Федерации, Законе
Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1,
Протоколе № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод,
Конвенции о правах ребенка. Особенности условий труда
работников-инвалидов регулируются, в первую очередь, Кодексом законов о
труде Российской Федерации, Федеральным законом "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 года, Основами
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22
июля 1993 года и некоторыми другими нормативными актами, в том числе
вышеупомянутым Приказом Минздравсоцразвития России №1031н от 24 ноября
2010 г.Подготовлено по материалам:
"Биржа плюс Карьера".