Согласно
Конституции РФ, федеральному законодательству, а также Конвенции ООН о
правах инвалидов - каждый вправе реализовать свои избирательные права.
Тема избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями в
России освещается крайне мало, хотя каждый десятый избиратель имеет ту
или иную форму инвалидности. По сравнению с предыдущими годами ситуация
улучшается, однако предстоит еще много работы, чтобы сделать возможным
полноценное участие данной категории граждан в избирательном процессе.
Вечером 4 марта стало известно, что не все россияне смогли воспользоваться своим правом голоса в день выборов президента.
На горячую линию Общественной палаты РФ поступили звонки от инвалидов,
которые подавали заявку голосования на дому, но так и не дождались
приезда членов избирательных комиссий.
6 марта члены Общественной палаты обратились к главе Центризбиркома с
просьбой провести проверку избирательных участков, где были ущемлены
права инвалидов.
Как отметил один из членов палаты, проголосовать для инвалидов – не
только их желание и право, но и редкая возможность почувствовать себя
полноценными членами общества.
Надо сказать, это не первый случай нарушения избирательных прав лиц с ограниченными возможностями.
Инвалид по зрению из Екатеринбурга рассказал, что в декабре 2011 года во
время выборов в Госдуму члены местного избирательного участка, которых
вызывали представители органов социальной защиты, не принесли с собой
специальный трафарет, который накладывается на бюллетень, чтобы слепой в
одном из прорезанных «окошек» поставил галочку напротив выбранной
партии. У членов избирательной комиссии не было точной информации о
категории инвалидности гражданина.
Так как же сегодня обеспечиваются избирательные права инвалидов?
Конституция РФ и федеральное законодательство о выборах гарантируют
равенство прав и свобод каждого гражданина. Кроме этого, обеспечение и
реализация избирательных прав инвалидов при проведении выборов депутатов
Госдумы и президента регулируется таким международно-правовым актом,
как Конвенция ООН о правах инвалидов 2006 года.
Конституционное и иное нормативное закрепление принципа равных прав
инвалидов и неинвалидов, запрещение дискриминации по причине
инвалидности – типично для законодательства многих зарубежных стран.
В США, например, закон 1990 года об американцах-инвалидах предписывает
органам власти всех уровней обеспечивать для инвалидов равный доступ и
возможности, в том числе на избирательных участках.
Если проводить аналогии с другими странами, где инвалиды являются
полноправными членами общества, оказывается, что проблем в России еще
очень много.
И все же важной вехой на пути к полноценной реализации избирательных
прав инвалидов и ратификации Конвенции ООН стали изменения в
избирательное законодательство РФ, внесенные 28 июня 2011 года
президентом Дмитрием Медведевым.
Удалось подробно прописать процедуру выборов и требования к
избирательным участкам: на информационных стендах должны размещаться
материалы, выполненные крупным шрифтом, с применением азбуки Брайля; во
время голосования могут быть использованы лупы и специальные трафареты
для самостоятельного заполнения бюллетеня; избиратель, не имеющий
возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, может
прибегнуть к помощи другого избирателя.
Кроме того, теперь сведения о численности особых избирателей с указанием
групп инвалидности должны предоставляться Пенсионным фондом РФ по
состоянию на 1 января и 1 июля каждого года в ЦИК РФ и избирательные
комиссии субъектов РФ.
В 2003 году гражданин России не мог исполнить свою гражданскую волю без
посторонней помощи – инвалиды по зрению сталкивались с проблемой
отсутствия специальных бюллетеней.
Хотя в некоторых странах СНГ, например в Украине, спецбюллетени на тот
момент были обычной практикой. Раньше слабовидящих посещали на дому
члены комиссии с переносной урной. Лишь 4 года назад стало возможным
волеизъявление инвалидов непосредственно на избирательных участках.
В 2011 году были созданы максимально комфортные условия для инвалидов:
кабинки для голосования колясочников, пандусы и удобные проходы, бегущая
строка на участках, сурдопереводчики, материалы со шрифтом Брайля.
В то же время изменения в избирательное законодательство не всегда носят категоричный характер.
Так, положение о трафарете для заполнения избирательных бюллетеней гласит: «На
избирательном участке Вам могут предложить для самостоятельного
заполнения избирательного бюллетеня воспользоваться трафаретами,
изготовленными рельефно-точечным шрифтом Брайля или без него (при их
наличии)».
Оговорка «при их наличии» означает, по сути, изготавливать такие
трафареты или нет – это дело региональных избиркомов, причем
добровольное. Если заявка на такие трафареты поступила, то шаблоны для
слабовидящих людей есть на конкретном избирательном участке, если нет –
инвалиду придется воспользоваться помощью другого лица.
Не логичнее ли закрепить обязанность комиссий предоставлять инвалидам
все необходимые ресурсы для голосования на избирательных участках?
В свою очередь, думаю, органы местного самоуправления обязаны
предоставлять избирательным комиссиям помещения для голосования,
соответствующие нуждам инвалидов.
В Хакасии, например, всего около 10% помещений, где располагаются избирательные участки, оснащены пандусами.
Однако для того чтобы проголосовать на избирательном участке, инвалиду нужно сначала туда самостоятельно добраться.
Пилотная программа «Дорога на избирательный участок», инициированная в
октябре 2010 года Центризбиркомом совместно с общественными
организациями инвалидов и органами соцзащиты населения, призвана
выявлять проблемы (отсутствие пандусов, светофоров со звуковыми
сигналами, тактильных указателей и прочего) и помогать в их решении.
Такое нововведение, как индивидуальный паспорт избирателя-инвалида
кажется крайне полезным: схемы движения на избирательные участки
составляются для каждого инвалида с подробным описанием маршрута.
Именно по причине невозможности выбраться из квартиры, более 4 миллионов
инвалидов голосуют на дому. И здесь возникает еще одна проблема.
Согласно законодательству, члены избирательных участковых комиссий
должны объехать всех избирателей, желающих проголосовать на дому, за
сутки – в день голосования. При этом устное или письменное обращение
инвалид может сделать до 14.00 в день голосования.
В связи с тем, что объехать всех нуждающихся инвалидов за 8 часов бывает нереально, то возникают «неявки».
Отсюда вытекает другая беда, которая была актуальна и ранее.
Чтобы уточнить, каким образом будут голосовать инвалиды, требуется ли
сурдопереводчик, нужны ли материалы для слепых и слабовидящих людей, где
удобнее голосовать (на дому или избирательном участке) - необходимы
точные данные о количестве и категории инвалидов.
В 2009 году ЦИК рекомендовал избирательным комиссиям сформировать
трудовые группы, которые бы проводили работу по уточнению списков
избирателей, их местонахождения, характера инвалидности.
Однако на деле, избирательные комиссии не всегда уточняют данные и интересуются желанием избирателей проголосовать.
Остается надеяться, что изменения в избирательное законодательство,
принятые в июне 2011 года, и обязующие Пенсионный фонд РФ предоставлять
данные об инвалидах по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года,
позволят постоянно обновлять базу данных.
Чтобы не лишать особых избирателей права голоса, работа должна проводиться не только до и во время, но и после выборов.
Но даже в ходе избирательных кампаний в России не всегда учитываются интересы инвалидов.
Ни на одном из предвыборных сайтов претендентов на высший
государственный пост страны не было версии для слабовидящих или
видеороликов с сурдопереводом и субтитрами. Все 5 кандидатов заявляли
при этом в предвыборных программах о намерении создать реальные условия
для полноценной жизни инвалидов и о необходимости скорейшей ратификации
Конвенции о правах инвалидов.
До тех пор, пока изготовлением агитматериалов для инвалидов будут
заниматься только избирательные комиссии, нет смысла говорить об
интеграции инвалидов в общество.
Еще в 2009 году в постановлении о работе избирательных комиссий по
реализации избирательных прав инвалидов ЦИК рекомендовал политическим
партиям, участвующим в выборах 2007-2008 годов, изготавливать
агитационные материалы для слепых и слабовидящих избирателей в
аудиоформате, с использованием крупного шрифта, а для глухих или
слабослышащих – видеоролики с субтитрами или сурдопереводом.
И действительно, как может человек быть полноправным членом общества, если не способен получать доступ к информации?
Подводя итог, хотелось бы отметить, что Конвенция ООН о правах
инвалидов, 50 статей которой подробно описывают гражданские и
политические права этой категории граждан, была подписана Россией в
сентябре 2008 года, но до сих пор не ратифицирована.
Российское избирательное законодательство требуется привести в
соответствие с положениями Конвенции, так как в ней содержится много
положений и терминов, не имеющих аналогов: дискриминация по признаку
инвалидности, инклюзивное образование, разумные приспособления и
универсальный дизайн.
Над сим вопросом в Госдуме шестого созыва работают сами инвалиды с
активной гражданской позицией. Более того, авторами законопроекта,
который в июне 2011 года подписал Дмитрий Медведев, являются
депутаты-инвалиды от разных фракций: депутат Госдумы от «Единой России»,
победитель Паралимпийских игр Михаил Терентьев, депутат Госдумы от
КПРФ, вице-президент Всероссийского общества слепых, первый
вице-президент Паралимпийского комитета России Олег Смолин и депутат
Госдумы от ЛДПР, основатель Фонда содействия реализации Конвенции о
правах инвалидов «Доступная среда и универсальный дизайн» Валерий
Селезнев.
Инвалиды активно работают и готовы вносить вклад в развитие страны, вопреки ложному мнению об их ущербности.
Главное – сделать так, чтобы нормы Конвенции о правах инвалидов, которые
уже претворяются в жизнь, не остались на бумаге. Более того, необходимо
менять не только законы, но и подход общества к людям с ограниченными
возможностями.