Президент
Дмитрий Медведев внес во вторник, 10 апреля, в Госдуму на ратификацию
Конвенцию о правах инвалидов, а 12 апреля там же, в Думе, пройдут
парламентские слушания по проблемам инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья (это когда в обычных школах вместе с
обычными детьми учатся дети с различными физическими и умственными
отклонениями).
Среди нас живут около 10 миллионов инвалидов, но их как будто и нет. Мы
почти не сталкиваемся с ними на улицах или в метро, их не бывает в
кинотеатрах и торговых центрах, мы не встречаемся с ними в школах и
институтах.
Мой дальний родственник после автомобильной
аварии не может ходить. У него свой вполне удачный бизнес, так что он
очень обеспеченный человек и в состоянии позволить себе и хороший
медицинский уход, и хорошее современное инвалидное кресло.
Он
рассказывает, что на улице к нему - хорошо одетому и ухоженному -
подходят люди и предлагают милостыню: потому что в нашем общественном
сознании инвалид - это нищий, несчастный, убогий.
Директор саратовского Центра социальной политики и гендерных
исследований Роман Павлов выяснил, что каждый третий российский
старшеклассник вообще никогда не видел инвалида.
По данным опроса, который среди родителей проводили общественные
организации, 80% мам и пап не хотели бы совместного обучения своих
здоровых детей с ровесниками-инвалидами. Когда моя подруга отдавала
ребенка в частный детский садик, где в группе из 10 человек должен был
оказаться мальчик с ДЦП, все смотрели на нее как на героиню и шептались
за спиной.
Давайте жить дружно
В Европе и США инвалиды никого не пугают, не смущают и не удивляют. Они
ходят в школы и институты, там созданы условия, чтобы они могли
пользоваться общественным транспортом, для них оборудованы рестораны,
магазины, библиотеки и залы игровых автоматов. Люди с ограниченными
возможностями на Западе вполне могут жить практически полноценной жизнью
- профессиональной, личной, социальной.
Многочисленные исследования показывают, что секрет успеха в деле
интеграции людей с ограниченными возможностями в нормальное общество
кроется именно в организации масштабной системы инклюзивного
образования, которая бы охватывала все уровни государственного обучения
от детского сада до высшей школы.
В условиях, когда больные и здоровые дети растут вместе, и те, и другие
могут воспринимать друг друга адекватно: обычные дети не чувствуют
превосходства, больные - ущербности.
Натали Коуз из Американской ассоциации детских психологов утверждает,
что это очень полезно и для тех и для других - дети учатся
сосуществовать: "Согласно нашим опросам, более половины пятиклассников
даже не понимают, что инвалиды чем-то от них отличаются". По ее словам,
это чрезвычайно важно для атмосферы в обществе.
Каждый должен понимать, что если он или его семья попадет в сложную ситуацию, ему все помогут: друзья, соседи, государство.
Так
и с инвалидностью: если я попаду под машину или рожу больного ребенка, я
не стану изгоем. "Только на этом может быть основано настоящее
сплоченное общество, - уверена Коуз. - Такое, где люди помогают друг
другу, любят друг друга и хотят вместе развивать свою страну".
Маловато будет
Почти во всех западных странах инклюзивное образование практикуется уже
несколько десятков лет и не является какой бы то ни было проблемой ни
для учителей, ни для родителей, ни для самих детей - здоровых и не
очень.
Де-юре оно есть и у нас. Еще в 1992 году в России начали эксперимент по
совместному обучению сразу в 11 регионах. Он был признан удачным, но
зачем его проводили, не очень понятно, потому что те результаты никак не
повлияли на развитие инклюзии. Никакого федерального закона или
программы так и не было принято.
Правда, в некоторых регионах существуют местные программы, но это капля в
море: школы, в которых возможно совместное обучение больных и здоровых,
есть только в крупных городах, но даже там их недостаточно.
К примеру, в Москве из 1500 средних учебных заведений всего полсотни по-настоящему общедоступных.