Кого на самом деле обслуживает спецкупе для инвалидов?
В редакцию «МК» в Карелии» с письмом обратилась жительница Москвы Юлия
Соловьева. «Два года пытаюсь привезти маму (инвалида бессрочной группы
на коляске) в Москву к себе в гости, – рассказала Юлия. – Обращались в
билетные кассы с двух сторон – из Петрозаводска и из Москвы. Результата
нет. Есть фирменный поезд «Карелия», в котором вагон оборудован
подъемным устройством. Билеты в купе для инвалидов я уже даже не пытаюсь
купить. Это недоступно для простых граждан с удостоверением инвалида.
Видимо, там ездят более важные люди». Ситуация осложняется еще и тем,
что мама Юлии живет не в Петрозаводске, а в Сортавале. Чтобы приобрести
билеты, отец Юлии неоднократно приезжал из Сортавалы в столицу Карелии, а
это – дополнительные 250 километров. Неоднократные попытки семьи купить
билеты в Москве, Петрозаводске, Сортавале и Кондопоге, повторим, были
безуспешными.
Журналист «МК» попытался разобраться в ситуации.
Личная явка
Для начала пытаюсь решить проблему самостоятельно. Обращаюсь в ближайшее
агентство по продаже железнодорожных билетов. Там мне сообщают, что
билеты есть, а ажиотажа вокруг них никакого нет: «Вы можете уехать даже
на ближайшем поезде». Вот только приобрести билет в агентстве нельзя,
как, собственно, нельзя забронировать его по телефону или по Интернету.
Необходимо обращаться в билетные кассы вокзала.
Еду на вокзал. Кассиры объясняют, что по вопросам приобретения билетов в
купе для инвалидов нужно обратиться с необходимыми документами к
администратору вокзала, но его рабочий день уже окончен. Кассиры же
продавать билеты не уполномочены – соответственно, ухожу ни с чем.
Да, уйти несолоно хлебавши – неприятно. Однако я потеряла только время,
ибо в любой другой день могу прийти на вокзал своими ногами и повторить
попытку. А вот петрозаводчанин Владимир Рудак в таких попытках
ограничен. Он передвигается на коляске и добраться до вокзала может
только с помощью знакомых или на такси. На вокзале отсутствуют пандусы
(и это – тема отдельного разговора), поэтому проникнуть в здание касс
без посторонней помощи инвалиду невозможно. Владимиру время от времени
приходится выезжать в Москву, причем не только на лечение, но и по
личным делам.
– В «хорошие времена» было все просто, – вспоминает Владимир. –
Действительно, дежурный по вокзалу брал документы и довольно быстро
оформлял билеты. Теперь, приезжая на коляске, я должен еще и справку
показать о том, что я на коляске. В последние разы помогла только моя
напористость. Вот прошлогодний случай. Сначала с необходимыми
документами за билетами для меня поехала сестра. В кассах ей сказали,
что купе занято. Тогда она купила билеты в обычное купе, после чего я
позвонил начальнику вокзала и сообщил, что приеду и буду лично смотреть,
кто займет купе для инвалидов. Так и сделал. На улице было прохладно,
шел снег. Я на коляске подъехал к вагону № 9 поезда № 17 и стал ждать.
Через несколько минут мне сообщили, что люди, которые купили билеты в
это купе, не едут, и я могу занимать место.
Кстати, занять место мне было непросто, в купе на коляске было не
протиснуться – там стояли большие бутыли с водой, которые, как
выяснилось позже, предназначались для ехавших в поезде детей.
В другой раз приехали за билетами уже вместе с сестрой. В кассе у нее
спросили справку об инвалидности. Я сам подъехал и говорю: «Где
написано, что нужна справка о том, что я на коляске? Разве это не
очевидно? Разве недостаточно удостоверения инвалида?» Затем из кассы
последовал вопрос, почему я приехал в такое время, когда администратор
уже не работает. Но ведь я такой же гражданин России, с такими же
правами, как у всех. Почему я не могу приехать за билетом, когда мне
удобно? Я попросил пригласить дежурного по вокзалу, но мне предложили
пойти к нему самому. В общем, когда я стал говорить, что приглашу
журналистов и подам в суд за дискриминацию, мне продали билеты и туда, и
обратно… А ведь такая была радость для нас, когда это купе появилось.
Кто в нем ездит теперь – непонятно.
Билеты – только с полным пакетом?
Прокомментировать ситуацию мы попросили сотрудников вокзала. По их
словам, сложностей при приобретении проездных документов быть не должно,
необходимо лишь собрать полный пакет документов и обратиться в кассу.
– Продажа проездных документов в специализированное купе производится
только инвалидам с ограничением способности к самостоятельному
передвижению, преимущественно с техническими средствами реабилитации
(инвалидные коляски, носилки), а также пассажирам, не имеющим
инвалидности, но следующим в медицинские учреждения на носилках, на
костылях, с переломами, – сказала и. о. начальника Петрозаводского
производственного участка по оформлению проездных билетов Марина
Булдакова. – Оформление проездных документов в специализированные купе
производится на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида
(ИПР), по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от
29.11.2004 г. № 287, в которой имеется запись о нуждаемости инвалида в
технических средствах реабилитации. К документам, дающим право на
оформление проездных документов в специализированное купе, относятся
также справки из медицинских учреждений, которые подтверждают факт
неотложной поездки пассажиров в лечебные учреждения на носилках.
Оформление проездного документа производится на основании сведений о
документе, утверждающем личность пассажира (паспорт, военный билет,
удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность, а для детей в
возрасте до 14 лет – свидетельство о рождении или иной документ,
удостоверяющий личность). Все документы необходимо предъявить
администратору вокзала, который регистрирует заявку в журнале, проверяет
наличие мест и затем направляет в кассовое окно №2 для оформления
проездных документов.
Здание вокзала и привокзальная площадь не оборудованы пандусами, поэтому
инвалидам не обязательно обращаться за проездными документами в кассу
лично. Проездные документы может приобрести любой человек при наличии
полного пакета документов инвалида. Администратор вокзала станции
Петрозаводск работает ежедневно, с 9.30 до 20.30, перерыв на обед – с
14.00 до 15.00. При отсутствии администратора решение об оформлении мест
в специализированное купе может принять билетный кассир второго окна
(работает круглосуточно).
Купе для инвалидов у нас востребовано. Родители детей-инвалидов,
ветераны войн знают о порядке приобретения проездных документов. Если у
пассажира возникают вопросы о порядке оформления проездных документов,
администратор вокзала даст полную информацию.
Технология по оформлению проездных документов на места
(специализированное купе в вагоне), а также перечень составов с
вагонами, оборудованными купе для пассажиров с ограничением способности к
самостоятельному передвижению, направлены на станции Петрозаводского и
Карельского производственных участков по оформлению проездных документов
для работы. Станция Сортавала не входит в состав нашего участка,
поэтому говорить по наличию необходимого пакета документов не могу.
– Конечно, во избежание проблем лучше сообщить начальнику вокзала или
дежурному по вокзалу о том, что в поезде поедет инвалид, заранее, по
телефону 71-44-60, – говорит старший помощник прокурора Транспортной
прокуратуры Карелии Людмила Савина. – Иногородние пассажиры также могут
сообщить о своем прибытии по этому телефону. Тогда инвалиду будут
обеспечены все доступы и сопровождение – например, перевозка с одного
московского вокзала на другой. Кроме того, инвалиды, как и прочие
граждане, сегодня могут при наличии банковской карты забронировать
билеты по интернету.
Если же инвалиды сталкиваются с проблемами на транспорте, то они могут
обратиться в Транспортную прокуратуру Республики Карелия по телефону
79-38-41.
– Мамы детей-инвалидов, регулярно выходящие на меня со своими вопросами,
теперь ездят со своими ребятами без проблем, – сказала Людмила Савина.
Кстати, иск транспортной прокуратуры относительно создания безбарьерной
среды для инвалидов на вокзале был удовлетворен в этом году. Уже к
августу железнодорожный вокзал обязан был установить пандусы,
обеспечивающие доступ колясочников в здание касс и в туалеты. Однако до
сих пор ничего не сделано, и, по словам Татьяны Васильевой, председателя
Общественной организации, созданной родителями детей с ДЦП, по этому
вопросу на октябрь запланирована встреча колясочников и сотрудников
прокуратуры.
P. S.
Пока материал готовился к печати, мы получили приятное известие: родители Юлии Соловьевой все-таки приехали в Москву.
– Уж не знаю, с чем это связано, но когда папа снова приехал в
Петрозаводск, то никаких проблем с билетами не было, – рассказала Юлия. –
Он даже удивился, как быстро ему все оформили и даже дали пропуск для
въезда на перрон на автомобиле. 25 сентября родители уже были в Москве, и
начальник поезда с помощником лично перенес мамину коляску из вагона на
перрон – специальные подъемники там бесполезны…
|