«Есть, как минимум, две причины развивать
безбарьерный туризм. Первая – социальная. Забота общества об инвалидах –
это показатель его цивилизованности. Вторая причина – экономическая. На
долю путешествующих с ограниченными физическими возможностями
приходится около 7% мирового туристического оборота и около 11% всех
турпоездок по Европе. То есть, это большой сегмент рынка, которым нельзя
пренебрегать», – сказал Сергей Шпилько, глава столичного Комитета по
туризму и гостиничному хозяйству, открывая круглый стол «Безбарьерный
туризм в Москве: реальность и перспективы».
Г-н Шпилько
отметил, что и Москва, и Россия находятся «только в начале пути»
создания среды, в которой комфортно почувствуют себя люди с
ограниченными возможностями. Но в столице сделано уже немало.
Заместитель руководителя столичного Департамента социальной защиты
населения Игорь Гордеев рассказал, что из 872 объектов культуры столицы
более 400 полностью или частично готовы к приему туристов-инвалидов. Все
новые автобусы, троллейбусы, выходящие на городские маршруты –
низкопольные. Планируется, что к 2014 году станет безбарьерным весь
автобусный парк столицы, а к 2016-му – весь парк московских
троллейбусов.
Новые станции метро также приспособлены для передвижения инвалидов. А
что касается «исторических», отметил г-н Гордеев, то менять там что-либо
сложно, технологически процесс затрудняет то, что все старые станции –
глубокого залегания. Хотя ведется большая работа для адаптации и этих
станций для слабовидящих и слабослышащих людей.
В Москве только в этом году выделено 2,5 млрд. рублей на создание
безбарьерной среды, и это, подчеркнул Игорь Гордеев, исключительно
бюджетные средства. Сколько частных инвестиций ушло на создание
комфортных условий для инвалидов – никто не подсчитывал. Все новые
гостиницы имеют условия для приема людей с ограниченными возможностями,
город не разрешает строительство, если это не предусмотрено в проектном
задании. Но: действительно ли учитывается все необходимое?
Исполнительный директор ГУП «Московская социальная гарантия» Ольга
Соловьева рассказала, что многие московские отели, заявляющие о
готовности принимать инвалидов, лишь частично оборудованы для такого
приема. А Сергей Шпилько подчеркнул, что тут важна методологическая
подготовка участников рынка: гостиница или ресторан может не учесть всех
нюансов просто по незнанию. По его словам, на повестке дня – создание
стандартов по устранению барьеров для инвалидов, причем здесь не
обязательно идти своим путем: многие страны накопили большой опыт, им
нужно только воспользоваться. Город будет поощрять объекты туризма,
которые реально поработали над созданием безбарьерной среды и принимают
инвалидов.
Член правления московского отделения Всероссийского общества инвалидов
Инна Маргулис считает, что уже сегодня таких объектов, в том числе
туристических, немало. Она отметила Третьяковскую галерею, «Музеон»,
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. «В Дарвиновском музее
ведут специальные экскурсии для разных групп инвалидов, а в музее
Ферсмана проводят экскурсии для слабовидящих, которым дают подержать в
руках музейные экспонаты», – рассказала г-жа Маргулис. Слабые места
московской безбарьерной среды, по ее мнению, это рестораны и
общественные туалеты.
Не все вокзалы и аэропорты идеально приспособлены для инвалидов. Из
вокзалов участники круглого стола как комфортный отметили Курский. Что
касается аэропортов, претензии все к тем же туалетам – практически
повсеместно. На это обратила внимание и представитель авиакомпании
«Трансаэро» Елена Журавлева. Она отметила, что «Трансаэро» делает
максимально удобным полет инвалидов: в компании предусмотрена услуга
сопровождения, для передвижения в самолете инвалидам предоставляют
специальные коляски, для них действуют специальные условия регистрации,
весь персонал проходит обучение, чтобы помогать клиентам с ограниченными
возможностями. Г-жа Журавлева особо подчеркнула, что компания не делает
тайны из своей программы и готова поделиться ею с другими
перевозчиками, особенно с небольшими компаниями.
Генеральный директор компании «Паратуризм Well» Юлия Шилкина подняла
важнейший вопрос о готовности общества адекватно реагировать на
путешествующих людей с ограниченными возможностями. По ее словам, есть
родители, которые принципиально против, чтобы их дети ехали на экскурсии
с детьми-инвалидами, для которых крайне важно путешествовать и общаться
с обычными людьми. Бывает, что с недовольством встречают инвалидов и в
гостиницах, упрекая их в том, что коляски, например, царапают полы. Хотя
всегда можно предложить гостям. Например, пересесть на другие,
«комнатные» коляски, было бы желание попытаться решить проблему. Гиды,
если не прошли специальную подготовку и не накопили опыта, иной раз
передвигаются по маршруту так, что инвалиды за ними просто не поспевают.
«Главная проблема – в головах», – с сожалением заметила г-жа Шилкина. И
еще, на ее взгляд, мало информации о рынке услуг для путешествующих
инвалидов: «Мы очень долго искали транспорт для туристов с ограниченными
возможностями. Оказалось, есть в Москве компании, которые его
предоставляют, но найти их было непросто».
Сергей Шпилько призвал всех участников круглого стола поделиться
информацией об участниках рынка, так или иначе имеющих отношение к
туризму людей с ограниченными возможностями. Глава городского Комитета
по туризму и гостиничному хозяйству пообещал, что на сайте, посвященном
туристическими возможностям Москвы, который сейчас готовит комитет,
будет специальный раздел по безбарьерному туризму. Он также сказал, что к
2018 году, когда в Москве пройдет чемпионат мира по футболу, столица
должна стать по-настоящему безбарьерным городом. Предстоит решить и
проблему снижения стоимости туров для инвалидов. «Туристы с
ограниченными возможностями не летают чартерными рейсами, организация
тура требует индивидуального подхода, а это не дешевое удовольствие. Но и
эти проблемы можно решить. Будет сформирован продукт – будут созданы и
партнерские программы, которые приведут к снижению его стоимости», –
считает Сергей Шпилько.
Элеонора Арефьева, RATA-news
Источник: http://www.invalife.ru/pages-view-606.html |