Автомобиль инвалидам
Привычный образ бабушки-старушки – сидящие на лавочке пожилые женщины,
тщательно обсасывающие косточки всех проходящих мимо. Привычный образ
инвалида – человек, прикованный к постели тяжелой болезнью. И
автоматически в сознании откладывается идея: пожилым людям уже ничего не
хочется, кроме как посидеть на лавочке и посплетничать о соседях, в
крайнем случае – понянчиться с внуками, ну а об инвалидах и говорить
нечего, это попросту больные люди, которые в состоянии думать лишь о
лекарствах.
Но на самом деле это не так. Те же инвалиды – инвалидность
ведь бывает разная. Бывают, конечно, тяжелые случаи, лежачие больные,
которые действительно настолько изнурены болезнью, что им требуется лишь
внимание окружающих, забота и постоянное лечение. Но гораздо больше
тех, кто вполне способен и желает вести активный образ жизни. Вот только
не всегда имеет такую возможность. Ведь инвалиду не очень-то просто
куда-то выбраться: на такси – дорого, на общественном транспорте –
физически тяжело (далеко не каждый способен выдержать тряску и давку
общественного транспорта). В результате приходится ждать помощи от
друзей, родственников, знакомых. Постоянно оказываться в положении
просящего. Не удивительно, что многие предпочитают не просить, а
попросту отказаться от активного образа жизни, принять то, что доступно – уединение.
То
же и с пожилыми людьми. Сиденье на лавочке – отнюдь не предел их
мечтаний. Они тоже желают активного образа жизни: ходить в гости и
принимать гостей, знакомиться с новыми людьми, заводить друзей, бегать
по магазинам, посещать театры, выставки, рестораны, даже ходить на танцы
(мне приходилось видеть, какой оглушительный успех имеет танцевальная
программа «Для тех, кому за 80» – пожилые люди посещают ее не только
ради сиденья на скамейках, но танцуют, знакомятся, даже женятся и
выходят замуж).
Но тут та же ситуация, что и с инвалидами. Желания
мало, нужно иметь еще и возможность для его осуществления. А
возможности ограничены: в пожилом возрасте и силы уже не те, и различные
болезни одолевают. Хотя все это не является препятствием в полном
смысле слова, лишь определенным неудобством.
В Италии приходилось
видеть настоящие собрания стариков в гипермаркетах. Они приезжали туда
за покупками, вручали список «мальчику» и отправлялись в кафетерий. Пока
«мальчик» собирал покупки в соответствии со списком, происходило
торжественное чаепитие с привезенными из дому домашними печеньями,
пирожными, пирожками и так далее. С обязательными обсуждениями последних
мод, фильмов, работы детей, учебы внуков и правнуков. Договаривались о
походах в кино, пикниках, посещении портних…
Вот только приезжали эти итальянские бабушки и дедушки отнюдь не на автобусах, а на квадроциклах. Этот вид транспорта
давал им свободу передвижения, возможность посетить магазины, друзей,
полюбоваться на природу на пикнике, съездить в парикмахерскую за модной
прической, и даже самое простое – увезти кучу покупок из магазина.
Во
времена развитого социализма, когда автомобиль был больше роскошью, чем
средством передвижения, пожилые люди не слишком стремились за руль. Но
теперь «подросло» новое поколение бабушек и дедушек, и большинство из
них имеет права, умеют управлять автомобилем. Также они не считают, что
вся их жизнь – это уже только доживание до смерти в окружении близких
родственников.
Проблема одна – автомобиль. Увы, пенсии что для
инвалидов, что для пожилых людей не настолько велики, чтобы они могли
приобрести приличный современный автомобиль. Фактически доступны только
машины б/у, которые могут «посыпаться» в любой момент. А ремонт тоже
кусается.
Что нужно старикам и инвалидам – это доступный по цене,
ремонтопригодный автомобиль, с небольшим расходом топлива, хорошей
проходимостью (чтобы можно было добраться до дачи), с достаточно
вместительным багажником и небольшими габаритами (чтобы можно было
припарковать практически в любом месте).
Ответом на подобные
пожелания мог бы стать автомобиль «Мишка», о запуске в производство
которого объявляли регулярно аж с 1997 года. Уж очень привлекательная у
него цена для практически не защищенных социально групп населения – $2-3
тыс. И хорошая ремонтопригодность, ведь большая часть деталей для
«Мишки» – это детали для «копейки», «Запорожца» и так далее, те, что до
сих пор лежат на складах мертвым грузом.
Но увы, «Мишки» так и нет, и будет ли – неизвестно, планируемый ё-мобиль
дороже, да и будет ли он – тоже неизвестно, пока это только проект. Но
может быть, все же появится автомобиль, отвечающий чаяниям пожилых людей
и инвалидов?
Может, и наши люди когда-нибудь смогут устраивать
такие посиделки, как европейские бабушки и дедушки. В конце концов, в
любом возрасте, каждый день – жизнь только начинается!