Без
поддержки Русской Православной Церкви многие проблемы, связанные с
помощью инвалидам, решить невозможно. Об этом заявил профессор, доктор
педагогических наук, директор Института коррекционной педагогики
Российской академии образования Николай Малофеев в ходе вебинара
«Русская Православная церковь в деле окормления инвалидов, обучение и
воспитание детей-инвалидов вчера, сегодня, завтра». Участники вебинара
сошлись во мнении, что необходимо менять отношение общества к инвалидам.
«Мое
глубокое убеждение как человека и исследователя, что очень многие
проблемы без поддержки Православной Церкви просто не решаемы. – Отметил
профессор, доктор педагогических наук, директор Института коррекционной
педагогики Российской академии образования Николай Малофеев. - Да, есть
вопросы, которые должна решить наука: как больного ребенка научить
читать, считать, писать, ознакомить его с основами знаний, дать
профессиональные навыки, но есть вопросы, на которые мы не можем
ответить. Нас часто спрашивают родители особых детей: «За что мне это?
Почему мой ребенок такой? Как будет складываться его дальнейшая жизнь?».
И здесь научный ответ всегда малосостоятелен и неубедителен».
Николай Малофеев рассказал об истории обучения особых детей, поделился
своими наблюдениями о ситуации коррекционной помощи в нашей стране, а
также своими предложениями о том, что можно сделать сообща для
улучшения положения этих детей.
«Начнем с того, что мне категорически не нравится термин «лица с
ограниченными возможностями здоровья». Тогда кто все мы? Временно
здоровые? Не будем ломать копья ради слов, а просто в рамках семинара
назовем детей, которым посвящено сегодняшнее мероприятие, «нашими
детьми», - предложил профессор.
В ходе выступления Николай Малофеев рассказал о том, что за долгую
историю человечества отношение к особым детям менялось неоднократно. В
языческом мире оно было крайне недоброжелательным. Сами родители не
видели радости в этих детях, их умерщвление было обычным делом и
считалось частью культуры. Такое отношение было узаконено в спартанском
государстве. «Но если вы думаете, что такой подход забыт навсегда,
вспомните наши дома-пятиэтажки: эти дома, по моему убеждению, строились
архитекторами, которые были родом из Спарты. В это здание может
подняться только мужчина-воин. На пятый этаж ни больной, ни пожилой
человек, ни женщина с коляской подняться не смогут», - подчеркнул
профессор. Также Николай Малофеев обратил внимание на то, что существует
много носителей такой идеи: есть важные люди, полноценные, а есть
неполноценные, инвалиды – это не те, о ком надо заботиться. Только с
приходом христианства взгляд на особых людей изменился. Должно было
пройти много веков христианства, прежде чем государство признало свою
ответственность за этих людей. «Спаситель нам дает правила отношения к
немощным, , - сказал Николай Малофеев, - та физическая слабость, которую
язычники, атеисты считают качеством недостойным человека, с точки
зрения христианства обретает иной смысл: «Мы все слабы перед Всевышним».
В христианском мире милосердие понимается не просто добродетелью, но
долгом христианина». Такое отношение, как подчеркнул Николай Малофеев,
начинает формироваться буквально с момента христианизации Руси. Стали
возникать вопросы: кто должен опекать этих людей? Кто о них должен
заботиться? Было решено с княжеской дани десятую часть выделять на
Церковь, а из этих средств десятая часть шла на благотворительность.
«Русская Православная Церковь с первых дней своего основания
продемонстрировала достойное отношение к этим людям, продолжал
профессор, - приходы, население помогали немощным личной небольшой
суммой денег, копеечкой, куском хлеба, давая кров, это было в культуре,
но сделать следующий шаг к организации школ, медицинского обучения,
профессионального образования было крайне сложно».
В развитии этого направления Николай Малофеев видит огромную роль
многих великих личностей, в числе которых, к примеру, он назвал жившую в
конце 19 века в Петербурге Екатерину Грачеву – одна из основательниц
специального образования и коррекционной помощи особым детям. Случай
исцеления ее больного брата, получившего чудесное исцеление у
чудотворной иконы, заставил переменить ее взгляды на жизнь и посвятить
себя помощи больным детям. Организовав приют, где жили дети-инвалиды,
она обращалась в разные инстанции с просьбой помочь этим детям в
улучшении качества их жизни и развития. Но везде получала отказ: врачи
говорили, что дети неизлечимы, а учителя – что дети не обучаемы. Она не
нашла служб, которые могли бы прийти на помощь этим детям. И тогда она
начала это делать сама. Постепенно Екатерина Грачева поняла, что этих
детей можно учить, у них есть способности к развитию. Да, эти дети
выглядят жалкими, но лишь потому, что ими никто никогда не занимался.
Екатерина Грачева написала свои первые пособия по воспитанию и развитию
тяжело болеющих детей, которые стали настольной книгой многих
коррекционных педагогов. Основная идея Екатерины Грачевой заключалась в
том, что уход за этими людьми не должен быть службой, это должно быть
служение.
«Традиция помощи особым людям формировалась, закладывалась в России, но
оборвалась 1917-м годом, - продолжал Николай Малофеев, - была нарушена
человеческая естественная связь, в которой и коренятся все трагические
и драматические последствия. Общество потеряло главное: христианские
ценности. И, в конце концов, особые люди как бы ушли за горизонт
общественного внимания. Стало естественным отдавать ребенка с
повреждениями в детские дома. Сейчас общество начинает меняться, может
быть, не так быстро, как хотелось бы, но и приходские священники, и
миряне включаются в работу. Это очень радует, но теперь нам нужно решать
множество проблем и вопросов».
На что обращать внимание, воспитывая особого ребенка? Николай Малофеев
утверждает, что вопрос не в том, как читает и как пишет ребенок: «Мы
должны принимать его таким, какой он есть. Эти дети не хуже и не лучше
их нормально развивающихся сверстников, так же как и остальные дети, они
могут радовать родителей. Мой опыт специального педагога
свидетельствует о том, что тяжелый диагноз ребенка зачастую не
соответствует тем возможностям, которые он может реализовать. Если
ребенка правильно воспитывать и правильно ему помогать, он удивит вас».
Председатель Комиссии по социальному служению при Епархиальном Совете
города Москвы священник Михаил Потокин рассказал о своем опыте
окормления детей с синдромом дауна в храме «Живоносный источник» в
Царицыно. «Много людей, увидев больного ребенка, проявляют к нему
сочувствие, но все-таки мы остаемся с одной стороны, со стороны
«нормальных», обычных людей, а особые люди оказываются по другую
сторону, - обратил внимание священник, - но мы должны быть вместе, одним
целым. Мы - гроздья на одной лозе. Если мы будем чувствовать себя
именно так, тогда действительно нельзя будет разделить одного человека
от другого, несмотря на наши различия в способностях и возможностях.
Особые люди - это не просто люди, которым мы можем давать милостыню,
когда у нас хорошее или меланхолическое настроение, мы должны относиться
к ним как к равным, имеющим то же достоинство. А вот когда
человечество дичает, оно начинает разделять людей на тех, кто нужен
обществу и государству, и других, кто не так полезен – такие люди
являются как бы другим сообществом. И этого нельзя допускать».
В ходе интернет-семинара об интересном опыте помощи детям-инвалидам
рассказал настоятель Владимирского храма с. Давыдово Ярославской области
священник Владимир Климзо. Отец Владимир поделился уникальным опытом
помощи нуждающимся людям, в том числе семьям, воспитывающим
ребенка-инвалида. Приход Владимирского храма открыл летний лагерь, куда
могут приехать особые дети со своими родителями (рассказ о лагере - в
репортаже Первого канала). Эти семьи воцерковляются, отходят от своих
переживаний, дети находятся на свежем воздухе, играют, участвуют в
арт-занятиях. Во всем им помогают добровольцы.
Ведущим вебинара было задано множество вопросов. В частности, о том, как
инвалиду не впасть в уныние, как помочь ему избегать депрессии и
отчаяния. «Хочу отметить, что уныние и отчаяние появляется даже не от
внешних ограниченных возможностей, - сказал отец Михаил, отвечая на
вопрос, - к сожалению, люди физически вполне здоровые могут дойти до
самоубийства. Помочь избежать таких состояний может, конечно же, помощь
добрых людей». Священник подчеркнул, что в рамках следующих встреч эта
тема будет обязательно обсуждаться подробно. На ближайшем вебинаре
будет рассматриваться проект проживания инвалидов в специальных
квартирах, над которыми будет осуществляться добровольческое
кураторство. Такой опыт есть в Петербурге и во Владимире.
Участники вебинара поделились и проблемами: не хватает
специализированной методической литературы, также для плодотворной
работы со многими категориями людей нет пока необходимых вещей.
«Желание наше таково, чтобы в каждом социальном приюте или
доме-интернате была возможность православной общине войти в жизнь особых
детей. Мы не можем забрать их к себе, поскольку они находятся под
опекой государства, но можем войти в эти учреждения, оказать этим людям
заботу, внимание, отвечать за них как за себя», - подчеркнул отец
Михаил, завершая работу вебинара.
Следующий семинар по направлению помощи инвалидам пройдет в
Марфо-Мариинской обители 18 ноября. Он будет посвящен «помощи детям,
подросткам и взрослым инвалидам с нарушением зрения». В числе экспертов
на следующей встрече выступит иеромонах Мелитон (Присада) – священник
храма Явления Божией Матери преп. Сергию Радонежскому при
Сергиево-Посадском детском доме для слепоглухих.
Вебинары, посвященные помощи инвалидам, будут проходить ориентировочно
два раза в месяц. В последующих онлайн-семинарах будут рассматриваться
темы помощи родителей своим детям, будут рекомендованы последние
разработки по развитию особых детей.
Елена ВЕРБЕНИНА
Подготовлено по материалам: diaconia.ru
|